21.11.2024

Анализ и прогноз цен на битум в 2024 году

В прогнозе ценообразования на битум на 2024 год, представленном компанией «ОМТ-Консалт» в конце 2023 года, содержалось три сценария развития событий:

  • Базовый сценарий предполагает стабильное и более вероятное развитие событий. Он основан на предположении, что потребление битума будет оставаться на уровне прошлого года, уровень объемов зимнего хранения не будет существенно изменяться,  цены на сырье, такое как мазут останутся относительно стабильными (цена на битум в период «высокого сезона» будет варьироваться в диапазоне 28 000 - 32 000 руб./т)
  • Оптимистичный сценарий предполагает более волатильную динамику цен. В этом случае предполагается увеличение потребления битума в результате ряда факторов - повышенной активности в строительной отрасли, дополнительных инфраструктурных проектов, увеличения стоимости мазута, что может стимулировать рост цен на битум (стоимость битума в период «высокого сезона» в 2024 году будет варьироваться в диапазоне 32 000 - 35 000 руб./т)
  • Пессимистичный сценарий предполагает менее волатильную динамику цен. В этом случае предполагается снижение потребления битума из-за экономических проблем, сокращения строительной активности и других факторов. Уровень объемов зимнего хранения битума может увеличиться из-за переизбытка запасов выше сбалансированного уровня зимнего хранения, а цены на мазут могут оставаться низкими или даже снижаться (уровень цен в период «высокого сезона» будет варьироваться в диапазоне 23 000 - 27 000 руб./т)

В начале сезона 2024 г. участники рынка были осторожны и ожидали снижения цен, которого так и не произошло. Это создало отложенный спрос на битум в последующие месяцы, что вызвало более резкое повышение цен.

Производство мазута на НПЗ - одна из основных рыночных альтернатив для битума. Суммарные объемы выработки мазута в РФ составляют порядка 40 млн тонн/год, около 80% идёт на экспорт. Цена на мазут оказывается привязанной к колебаниям цен на мировых нефтяных рынках. Рост цен на этот продукт также подталкивает цены на битум вверх, создавая дополнительные ценовые давления на рынок.

Важно отметить, что в 2023 году к сентябрю цены на мазут выросли в 3,8 раза по сравнению с январем 2023 года.  Согласно данным СПбМТСБ, средняя цена на мазут тогда поднялась с 10,2 тыс. руб./т до 39,1 тыс. руб./т. Это значительное изменение в цене оказало влияние на стоимость битума, средняя цена на БНД в августе - октябре 2023 года (35 910 руб./т) в 3 раза превышала показатели марта 2023 года.

В 2024 году уже с начала года наблюдался рост стоимости мазута (с 24,1 тыс. руб./т в январе до 34,4 тыс. руб./т в июле). Средняя цена на него в период январь - июль превысила прошлогодние показатели в 1,9 раз. Это фактор оказал влияние на рост цен на БНД в текущем году.

Прогноз по уровню цен на мазут неоднозначен. С одной стороны, несмотря на общий тренд на использование более экологичного топлива и санкции в отношении России, есть несколько факторов, поддерживающих спрос на мазут из РФ. Помимо энергетического кризиса и высоких цен на газ, нужно учитывать, что страны, переставшие покупать мазут в России, вынуждены искать других поставщиков, но при отсутствии свободных мощностей возможна ситуация, при которой ОАЭ и Саудовская Аравия нарастят импорт российского мазута не только для выработки электроэнергии, но и для высвобождения собственного мазута для экспорта в ЕС и США. Есть перспективы и для роста прямых поставок. В числе потенциальных импортёров называют Сингапур, Малайзию, Турцию, Индию, Китай.

В то же время из-за нестабильности рынка нефтепродуктов сейчас на первый план выходят трейдеры, долгосрочные контракты уходят на второй план. Основные импортёры российского сырья заинтересованы в первую очередь в получении добавленной стоимости для последующей перепродажи в «недружественные страны». В текущей ситуации переориентация поставок по сниженным ценам в АТР — это временная мера, но в долгосрочной перспективе необходимо изменение стратегии и продажа не сырья, а конечного продукта с высокой добавленной стоимостью. Одним из путей решения проблемы может стать переход на технологии глубокой переработки, что повлечёт за собой снижение производства мазута и рост цены на этот продукт.

Помимо высокой стоимости мазута на рост цен на БНД оказывали влияние и другие факторы:

  • рост тарифов на транспортировку битума (за 2020-2023 гг. рост тарифов на автоперевозки составил 37%, а увеличение тарифов на ж/д перевозки — 40%). До 2022 года основным фактором роста стоимости тарифов был уровень инфляции. С 2022 года произошел ощутимый рост тарифов из-за санкционных ограничений (рост стоимости техники, обслуживания, страхования) и повышенного уровня инфляции
  • рост расходов на содержание и покупку транспорта. Стоимость запчастей для ремонта техники в РФ с 01.06.2022 по 31.10.2023 выросла на 72,1%, а стоимость покупки новой техники (Камаз, MAN, Ситрак) на 69,9%
  • рост стоимости дизельного топлива на АЗС
  • дефицит водителей и увеличение заработной платы (В ЦФО за период с 01.06.2022 по 31.10.2023 года относительное изменение ФОТ для водителей категории E и выше с дополнительными квалификациями составило +40,4%)
  • увеличение объемов внутреннего спроса и сохранение уровня хранения битума.

Средняя цена на БНД в дорожном сезоне (июнь-сентябрь 2024 г.) достигла 35 840 руб./т, что на 19% выше, чем в 2022 году, но на 5% ниже, чем в прогнозах, что связано с избыточным предложением на рынке. Цены достигли максимума в июне 2024 года (37 500-38 000 руб./т).

«ОМТ-Консалт» в мае 2024 года проводила опрос среди подписчиков своего Telegram-канала на тему ожиданий уровня цен на БНД в предстоящем сезоне. В опросе приняло участие 165 человек, большая часть которых полагала, что уровень цен поднимется выше 45 000 руб./т.


Стоимость БНД, руб./т

%

Более 45 000

44

40 000-45 000

27

37 000-40 000

18

34 000-37 000

6

Менее 34 000

5


Динамика средних цен на БНД, помесячно 2022-2024 гг, руб./т

Снижение цен на битум, начавшееся во второй половине июля 2024 года, является нетипичным явлением и может быть связано с несколькими ключевыми факторами:

  • Рекордный объем зимнего хранения на сезон 2024 года составил 2 млн тонн, что на 3% больше по сравнению с 2023 годом. Это привело к избыточному предложению на рынке и оказало давление на цены
  • Рост объемов производства: за первые полгода в 2024 году в России было выпущено 4,1 млн тонн битума, что на 4,5% больше по сравнению с 2023 годом
  • В результате санкционных ограничений, разрушения логистических цепочек и транспортных коридоров, снизился экспорт. Общие объемы битума, перевезенного по ж/д за первые 7 месяцев 2024 г. уменьшились по сравнению с 2023 годом на 41%. Изменения коснулись и географии поставок: сократились они в Узбекистан (-78%), Бразилию (-45%), Монголию (-37%), Грузию
  •  (-28%), Беларусь (-26,), Таджикистан (-8%), Киргизию (-4%). Поставок в Латвию не было вовсе. При этом рост ж/д экспорта наблюдался в Казахстан (+38%) и Китай (+10%), появились поставки в Турцию
  • Неравномерность внутренних отгрузок: в зимний период объемы затаривания битума были значительно повышены, что привело к недостаточному предложению и, как следствие, к росту цен. Однако по мере приближения летнего сезона на рынке возникло избыточное предложение, что вызвало снижение цен
  • Высокий уровень цен на битум: несмотря на текущее снижение цен в сезон, битум в 2024 году стоит в 2 раза дороже по сравнению с прошлым годом. Высокие цены, вероятно, оказали сдерживающее воздействие на спрос
  • Рост стоимости логистики: увеличение затрат на транспортировку и хранение битума, также могло оказать влияние на формирование конечной цены
  • Неравномерное и несвоевременное финансирование дорожно-строительных организаций

Летом текущего года на битумном рынке недостатка в сырье не наблюдалось, при этом участники рынка (производители битумных материалов, дорожники, трейдеры) рассказывали о сниженном спросе на битум, одной из причин называли недостаточное финансирование. Потребление битума в июне было на 10% меньше, чем в прошлом году.

По официальной же информации за 7 месяцев текущего года регионам были доведены предельные объемы финансирования в размере 243,5 млрд рублей, что на 10% больше, чем в 2023 году, 66 субъектов РФ смогли обеспечить 100 % исполнение доведенных средств. По мнению экспертов отрасли финансирование в 2024 году выделяется в полном объеме, возможны лишь проблемы в локальных областях. При этом заметен акцент, направленный на южные области и новые регионы России.

Резкое изменение внешнеэкономических связей России с 2022 года принесло южным регионам страны не только ограничения, но и возможности к развитию. Сегодня юг и Северный Кавказ оказались в числе одних из наиболее охваченных экономическим ростом федеральных округов России. К концу августа был закончен основной ремонт дорог по нацпроекту «Безопасные качественные дороги» в Ставропольском крае, Кабардино-Балкарии, Республике Крым, Ростовской области. В Краснодаре ремонт из плана 2024 года был завершен досрочно. В Республике Дагестан завершено строительство дороги «Обход Дербента». К октябрю госкомпания "Автодор" завершила основную программу работ по восстановлению дорог в ДНР.

В условиях избыточного предложения, рекордных объемов хранения, снижения экспортных поставок и роста логистических затрат, производители вынуждены были снижать цены для поддержания внутреннего рынка и стимулирования внутреннего потребления. Недостаточное финансирование также оказало давление на ценообразование. Все эти факторы, вместе взятые, привели к тому, что в летний сезон 2024 году наблюдалось снижение цен на битум, несмотря на традиционный сезонный рост спроса.

К середине октября стоимость битума прошлого года превысила уровень текущего года на 19%. Учитывая курс на снижение цен в текущем году и высокие цены на битум, которые были в октябре-ноябре прошлого года, данная тенденция продолжится.

2024 год станет рекордным по среднегодовой стоимости битума. Уровень цен на битум в первые 3 месяца года соответствовал оптимистичному сценарию, представленному «ОМТ-Консалт». Но уже в апреле начался резкий рост цен, а с июля - нетипичное для дорожного сезона падение стоимости. Фактическая среднегодовая стоимость битума (с учетом оценки ноября и декабря) составит порядка 31 400 руб./т, что близко к уровню среднегодовой цены на битум, рассчитанной «ОМТ-Консалт» по оптимистичному сценарию (31 075 руб./т).

 

Прогноз стоимости БНД в РФ, руб./т с НДС

 

Динамика среднегодовых цен на битум, 2016-2024 гг, руб./т

Компания «ОМТ-Консалт» ежемесячно выпускает отчет «Прогноз цен на битум в России». Компания приступила к подготовке выпуска прогноза цен на битум на 2025 год. Планируемая дата выпуска отчета декабрь 2024 года. Все заинтересованные компании могут оставлять свои заявки на получение отчета.

Методика прогноза представляет собой комплексный аналитический процесс, учитывающий разнообразные факторы. В первую очередь, это внутренние факторы, такие как объем потребления битума, финансирования дорожной отрасли, цены на мазут, объем хранения битума, тарифы на перевозку битумных материалов, объем экспорта и другие. Для анализа также учитываются макроэкономические показатели, такие как мировые тенденции, политические и регуляторные риски, а также климатические условия, которые могут влиять на потребление, транспортировку и производство битума.


© Все права принадлежат

ООО «Консалтинговая компания «ОМТ-Консалт».

При цитировании ссылка обязательна.

Этот сайт использует cookie для хранения данных. Продолжая использовать сайт, Вы даете согласие на работу с этими файлами.