Россия — один из крупнейших производителей и потребителей битума в мире. Рынок активно развивается за счет государственных программ по ремонту дорожной сети. В дальнейшем эксперты ожидают усиления конкуренции в области качества материала.
Производство битумов в России за последние 5 лет выросло почти на 50%. Это обусловлено высоким спросом на битум, который в свою очередь зависит от роста экспорта и растущих потребностей внутреннего спроса ввиду инвестиций в дорожные проекты. Около 8% от общего мирового производства битума приходится на отечественных производителей.
Рис. 1 – Производство битумов в РФ, 2016-2021гг, млн. т.
В сравнении с 2020 г. общий рост производства битума увеличился на 9,8%, а загрузка мощностей по производству, тем временем, возросла на 6% и составила 69% загрузки битумных мощностей в РФ в 2021 г.
Существенного роста объемов производства в 2021 г. достигли ВИНКи и независимые компании. Последние выросли на 34% по сравнению 2020 г. Рост производства у ГПН составил более 10%, а ЛУКОЙЛ и Роснефть в 2021 г. нарастили объемы на 1-2% в абсолютных величинах, однако, при этом сократили долю рынка.
Однако, общий темп рост производства ПБВ значительно выше темпов роста производства битума. Так, за последние 5 лет производство ПБВ в РФ выросло более, чем в 3 раза. Это обусловлено как ростом спроса на высокотехнологичные материалы, так и востребованностью и перспективностью направления в будущем. Объем производства ПВБ в 2021 в РФ превысил 870 тыс. тонн. 11% доля ПБВ в общем объеме производства битума в РФ.
Рис. 2 – Производство ПБВ в РФ, 2016-2021гг, тыс. т.
Объем экспорта битума за последние 5 лет вырос 85%. По итогам 2021 г. рост экспорта битума составил 35% в сравнении с предыдущим годом, тренд восходящий. Ожидается, что мировой спрос на битум к 2025 г. достигнет более 153 млн тонн продукции. Текущий рост экспорта битума в большей степени связан со значительным увеличением спроса в Европе из-за снижения производства битумов.
В отличии от предыдущих периодов, после достижения пика экспорта в марте поставки на экспорт имели более стабильный характер, при этом избежав проседания весной.
Наиболее популярным транспортом для экспорта по-прежнему остается водный (танкерные поставки).
Тем временем, объем экспорта ПБВ за последние 5 лет вырос более, чем в 5 раз и составил 226 тыс. тонн. Рост экспорта стабильный, в среднем за 5 лет экспорт ежегодно растет на 41%. Доля экспорта в общем объеме производства ПБВ в РФ составляет 23,6%. Российский ПБВ становится более привлекательным для западноевропейских стран ввиду более высокого качества материалов и более простой процедуры сертификации в сравнении с российским битумом.
Общий рост объемов потребления битумов в РФ за 4 года более 22% или в среднем на 7,5% ежегодно. Так, за 2021 год потребление выросло на 8,2% и составило 7,5 млн тонн. В ноябре-декабре наблюдается нетипичный по сезону подскок показателей потребления и производства битумов. Этот период значительного роста закупок битума связан с началом сезона приема битума на хранение (декабрь-апрель).
Отношение экспорта к производству составляет 1 к 14 (доля экспорта примерно 7,2%). При сравнении с прошлым годом данное отношение достаточно сильно снизилось – 1 к 17.
Рис. 3 – Экспорт битумов из РФ, Рис. 4 – Экспорт ПБВ из РФ,
2016-2021гг, тыс. т. 2016-2021гг, тыс. т.
Что касается потребления ПБВ в РФ, то за прошедший год оно выросло на 23% и составило 647 тыс. тонн, а общий объем за 4 года увеличился в 2,1 раза или более 38% в среднем за каждый год. При этом доля потребления ПБВ в доле потребления битумов увеличилась за текущий год на 1% и составила 8,6%.
Ежемесячная сезонность потребления ПБВ в РФ значительно отличается от потребления битумов. В сезон дорожных работ с мая по октябрь потребление ПБВ резко увеличивается и также резко падает в отсутствие сезона с ноября по апрель. Однако, период сезонного спроса за пределами РФ больше, следовательно, производящийся битум активно закупается европейскими партнерами.
Рост показателей мы можем наблюдать не только с сферах производства, экспорта и потребления, но и в ценах. Их увеличение продолжится в замедленном темпе, начавшись еще в первом полугодии.
Так, цены на битум и ПБВ впервые за несколько лет превысили отметку в 30 тыс. рублей за тонну. Данные изменения коррелируют с общим ростом цен на сырую нефть, курс валюты, мазут и другие виды топлива.
Также повышение цен, например, в прошлом году был связан с налоговым маневром, который продлится до 2024 года. Суть маневра – постепенное обнуление экспортной пошлины на нефтепродукты с одновременным повышением НДПИ.