9 октября 2024 в рамках конференции «Рынок нефти и нефтепродуктов Кыргызстана и Центральной Азии» прошедший в Бишкеке, представитель компании «ОМТ-Консалт» - Саитов Радик выступил на тему «Рынок АЗС Кыргызстана – объемы, розничные сети и перспективы развития».
Основные итоги:
▪ Кыргызстан – разнообразная страна, где развитие происходит неравномерно. Индустриальные и городские районы страны развиваются быстрее, являются более богатыми и создают спрос на более дорогие товары, в т.ч. автомобили и топливо;
▪ Население старше 60 лет составляет всего 9,5% от всего населения, что говорит о сравнительно более молодом населении, о большой доле трудоспособности в обществе. Категория граждан до 14 лет составляет 32,3%, что создает задел на будущее;
▪ Важными отраслями экономики Кыргызстана являются сельское хозяйство, обрабатывающая промышленность, добыча золота и туризм. Страна занимает 129 место в мире по ВВП (13,6 млрд. долл США);
▪ Экономика развивается: растут зарплаты (+19,1%), иностранные инвестиции (+108%), грузооборот (+9,0%) и оборот розничной торговли (+19,8%);
▪ Количество зарегистрированных ТС – растет. С 2022 к 2024 на 9%. С 2023 – на 5,4%. Автомобилизация по расчету на 1000 человек – также растет (+3,6%), хотя и проглядывается сильный разрыв между более и менее развитыми районами. (Бишкек – 274, Таласская обл. – 91)
▪ Рынок АЗС Республики Кыргызстан состоит из 650 заправочных станций, 72% из которых приходится на топ-5 компании. 28% приходится на прочие. Лидером по количеству АЗС является Red Petroleum (28%), а замыкает топ-5 РН- Кыргызнефтепродукт (3%);
▪ Реализация МТ в 2023 году составила 1,1 млн.т. и на 95% состоит из топ-5 компаний, где лидерство сохраняет Red Petroleum (32%). До 2% приходится на РН- Кыргызнефтепродукт;
▪ Наибольшую долю в реализации занимает АИ-92 (47%). Далее идут ДТ (38%), СУГ (8%) и АИ-95 (7%). Средний пролив составил 1,68 тыс.т. по рынку;
▪ По итогам 8 месяцев 2024 года отмечается рост импорта СУГ (+15%) и ДТ (+37%). Импорт АБ – снижался (-12%). Тем не менее производство АБ в Кыргызстане – выросло (+436%).
Производство ДТ также выросло (+25%). Рост производства связан с окончанием реконструкции НПЗ Джунда.
▪ Ввоз электромобилей в Кыргызстан – продолжается. За первое полугодие 2024 года было ввезено 655 электромобилей, большую часть из которых представляют локализованные в Китае производства. Топ-3: BYD (267), Changan (95) и FAW (83).