В Санкт-Петербурге состоялась ХI международная ежегодная конференция «Рынок СУГ России», которая прошла в смешанном онлайн-офлайн формате. Партнерами мероприятия выступили ООО «Газпром газонефтепродукт холдинг» и ООО «Газпром газонефтепродукт продажи».
Традиционно конференция началась с обзора международных рынков СУГ: оценки спроса и предложения, импорта и экспорта продукта. Старт дискуссии был дан презентацией компании NGLStrategy. Эксперт компании отметила влияние пандемии на развитие рынка, замедление роста производства и потребления продукта в некоторых частях мира. Вместе с тем, аналитик подчеркнула увеличение спроса со стороны Китая и стран АТР. Тема развития китайского направления СУГ не раз поднималась на конференции специалистами из США, Великобритании и России. Все они были едины во мнении о растущем спросе на продукт со стороны Поднебесной и соседних с ней стран, где прослеживается стремительное развитие перерабатывающих мощностей.
Представитель FGE, выступавший в онлайн-формате, отметил повышение спроса на СУГ для нефтехимии в АТР. По его мнению, также продолжается рост экспорта СУГ из стран Ближнего Востока. Поддержку ценам на СУГ, считает FGE, окажет спрос на продукт со стороны нефтехимического производства.
Особое внимание было уделено выступлению представителей основных «опорных» точек для российского СУГ в Европе, а именно: рынку Польши, Украины и Белоруссии. Эксперты каждой из стран подробно рассказали о тенденциях и ожиданиях экспортеров и транзитеров. Украина говорила об ожидаемом увеличении морского транспорта. Оратор из Белоруссии остановился на развитии мощностей БГПЗ и диверсификации сырьевых потоков. Польша по-прежнему делает ставку на рынок автогаза.
Неопределенность экономической ситуации из-за эпидемии вызвала противоречивые оценки поведения цен на рынке СУГ как в России, так и во всем мире. Этой теме была посвящена сессия, в которой приняли участие представители «Газпром газонефтепродукт холдинг», Минэнерго, независимого топливного союза, Refinitiv и IHS Markit. Эксперт IHS Markit отметил, что, по прогнозам компании, основные ценовые эталоны будут восстанавливаться.
«Газпром газонефтепродукт продажи», как один из ключевых дистрибьюторов на рынке, представил различные инструменты торговли СУГ в целях формирования справедливой цены: это и торговая электронная площадка, и торговля на СПбМТСБ, и прямые договоры, и поставочные и расчётные фьючерсные контракты. С июля компания запустила в секции «Нефтепродукты» новый базис с базовой точкой ценообразования на станции Сургут, который позволяет концентрировать ликвидность торгов в одной точке, а фактические отгрузки осуществлять с любого завода РФ.
Представитель Минэнерго, отметив волатильность цен в этом году, подчеркнул, что в целом рынок СУГ инертен. Приоритетное направление государства – глубокая переработка, поэтому все потребности нефтехимии в СУГ, по его словам, покрываются за счет экспорта. Об этом также в своей презентации говорила представитель Refinitiv. Чиновник подчеркнул, что правительство не намерено возвращаться к балансовым заданиям по продажам СУГ на внутреннем рынке, а также будет поддерживать развитие СУГ для нужд коммунальных хозяйств. Вместе с тем, развитие автомобильного газового рынка будет ориентировано на метан.
Сессия, посвященная розничному рынку СУГ и перспективам использования СУГ в качестве моторного топлива, сопровождалась активной дискуссией. Об особенностях использования СУГ в качестве автотоплива говорил представитель Дагестанской Ассоциации ГНС, анализ ситуации с АГЗС представил эксперт агентства ОМТ-Консалт, отметив, что в использовании СУГ в качестве автотоплива наблюдается позитивная динамика в последние годы, особенно в южных регионах страны. Вместе с тем, аналитик выразил уверенность, что будущее все же за компримированным природным газом, как более безопасным и экологичным видом топлива. Его позицию, похоже, не разделяет представитель крупнейшей турецкой компании AYGAZ, одного из лидеров использования СУГ в Европе в качестве моторного топлива. Большую роль, как считает представитель турецкой стороны, играют эффективные инструменты маркетинговой политики, которая позволяет рассказать и показать все преимущества СУГ, как альтернативного бензину топлива.
Несмотря на комбинированный формат мероприятия, активность участников не снизилась и во второй день, где фокус был на животрепещущих вопросах использования СУГ в нефтехимии и вопросах транспортировки продукта. Подробный анализ на мировом рынке подготовило агентство IHS Markit, обратив внимание аудитории на быстрорастущие рынки Китая, Индии и Индонезии, которые имеют все основания в ближайшее время стать флагманами нефтехимической индустрии. Подробный доклад о состоянии нефтехимии в России и проектах отечественного лидера отрасли представлен был экспертом Сибура. Ценный вклад в обсуждение темы внесли презентации Thomson Reuters и Vygon Consulting.
«Вишенкой на торте» оказалась последняя сессия мероприятия, в центре обсуждения которой были проблемы транспортировки и перевалки СУГ на востоке страны – регионе, граничащем с главным потребителем продукта – Китаем. О магнетизме китайского рынка для российского СУГ рассказала эксперт Морстройтехнологии. Об особенностях перевалки продукта в Советской гавани Хабаровского края – компания Ремсталь. Коллеги из компании ПРАЙМ представили терминал по перевалке СУГ в порту Ванино. Один из руководителей Blue Line International, активно развивающей бизнес в Китае и Монголии, суммировал преимущества транспортной логистики СУГ в китайском направлении.
MAXConference от всего сердца благодарит всех, кто принял участие в мероприятии, и надеется увидеть воочию в следующем году. Всем здоровья!