УРОВЕНЬ АВТОМОБИЛИЗАЦИИ ПО РФ
Общая численность зарегистрированных транспортных средств в Российской Федерации по итогам 2023 года составила 55,04 млн. ед. По сравнению с 2023 г. автопарк вырос на 0,77 млн. единиц (+1,4%). Самый многочисленный сегмент – «легковые автомобили», на долю которого приходится 85,1% транспортных средств от общего автопарка. Количество зарегистрированных легковых автомобилей в 2023 г. увеличилось на 966 тыс. единиц (+2,1%) по сравнению с 2022 г. На категорию «легкие коммерческие автомобили» приходится около 7,6% (4,17 млн. ед.) автопарка региона, -1,1% относительно 2022 г. Сегмент «грузовых автомобилей» занимает долю 6,6% (3,6 млн. ед.) в автопарке региона. В 2023 г. по сравнению с 2022 г. количество автомобилей в сегменте уменьшилось на 3,1%. Самым малочисленным в структуре автопарка РФ по-прежнему остаётся сегмент «автобусы», на долю которого приходится 0,7% зарегистрированных транспортных средств. Относительно 2022 г. количество автобусов в 2023 г. уменьшилось на 10,3%. Средняя обеспеченность легковыми автомобилями в России составила 320 единиц ТС на 1000 жителей.
1) Учитываются легковые ТС, легкие коммерческие ТС, грузовые ТС и автобусы
2) Источник: Автостат. Показатели от 01.01.2024 г. Изменения по отношению к 01.01.2023 г. С учётом Республики Крым и г. Севастополь.
ВНУТРЕННИЙ РЫНОК СУГ: ОСНОВНЫЕ ИТОГИ
Значительный рост потребления СУГ возможен при активной переориентации потребителей на установку газобаллонного оборудования.
- Одним из основных видов СУГ, потребляемых для автотранспорта и бытового назначения, является СПБТ (смесь пропана и бутана технические). Однако, в топливном сегменте используют все виды СУГ.
- Средняя обеспеченность автомобилями на 1 тысячу человек населения в РФ на 2023 год составляла 320 штук.
- Оптовая стоимость автобензина (АБ) и дизельного топлива (ДТ) облагается акцизами, что существенно влияет на цену для розничного потребителя.
- СУГ не облагается акцизом, что является его конкурентным преимуществом, уменьшая волатильность цен закупки и снижая стоимость для конечного потребителя.
В 2023 году бензин и дизельное топливо составляют более 90% рынка моторного топлива.
- Доля СУГ составляет 7,4% и показывает тенденцию к росту.
- Доля электромобилей составляет лишь 0,1%, что указывает на их ограниченное влияние в ближайшие годы.
- Рост потребления СУГ связан с постоянным ростом стоимости бензина, что побуждает всё больше людей переходить на СУГ для снижения затрат на эксплуатацию автомобилей.
- Цена на АБ менее эластична к изменениям спроса и предложения, частично из-за регуляторных факторов, в то время как баланс спроса и предложения СУГ значительно влияет на динамику цен.
- За последние 7 лет наименее выгодным СУГ был в 2021 году, когда его розничная стоимость составляла 63% от стоимости АИ-92. Наиболее выгодным он оказался в текущем году, где 1 литр СПБТ составлял 44% стоимости 1 литра АИ-92.
- Эффективность использования СУГ на газобалонном оборудовании (ГБО) 4 поколения практически идентична АИ-92.
- Похожая ситуация наблюдается в паре ДТ и КПГ. Однако, несмотря на финансовую привлекательность КПГ, его использование в грузовых перевозках остается низким из-за ограниченного предложения новых автомобилей на КПГ на рынке.
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ТРЕНДЫ
Переход на СУГ из-за экономической выгоды, государственной и коммерческой поддержки и расширения сети АЗС. Увеличение числа автомобилей, использующих СУГ, за счет субсидий, дополнительных маркетинговых программ и льгот на переоборудование транспорта.
Внедрение автоматизированных систем на АЗС, улучшение технологий хранения и транспортировки СУГ, развитие и совершенствование газобаллонного оборудования (ГБО). Инновации в производстве и распределении снизят себестоимость и принесут большую стабильность в рынок.
Розничная стоимость СУГ в 2023 году выросла на 1%. В это же время стоимость АИ-92 выросла на 3%. Отсутствие акцизов на СУГ делает его более привлекательным по сравнению с традиционными видами топлива. Низкая стоимость СУГ и высокая маржинальность способствуют его конкурентоспособности на рынке.